Как, казалось бы, хорошо — мама не работает и сидит дома со своим маленьким любимым ребенком. И времени сколько угодно, и делать ничего особенно не нужно.
Однако каждый, кто просидел с малышом хотя бы пару месяцев, отлично понимает, что и дел невпроворот, и времени никакого нет. Подчас нет времени даже на то, чтобы умыться и причесаться.
А кроме того, приятный отдых нередко оборачивается классической депрессией.
И дело совсем не в том, что ребенок нежеланный или мама его мало любит. И желанный, и любовь самая настоящая, но просто очень уж велик контраст между тем, что приходится делать современной работающей женщине, и тем, что предстоит молодой неработающей маме. Отдельный случай, если мама не так уж молода.
Время формирует привычки.
Частым убеждением для того, чтобы маме не работать вообще, и не только не работать, а еще и ничем для себя не заниматься, является мысль, что хорошая мама всегда должна быть рядом с ребенком.
Буквально всегда, не отходя ни на шаг.
Мысль эта верна. Для ребенка, которому меньше, чем три месяца.
Вот ему, такому маленькому, действительно все время нужна мама — потому, что он еще совсем не может терпеть увеличение промежутков между кормлениями.
А вот как только ребенок становится старше, и интервал между кормлениями можно увеличить, по моему мнению очень полезно и для психологического состояния мамы, и для оптимального развития ребенка — это «сладкой парочке» нужно иногда и ненадолго расставаться.
Эти слова вовсе не означают, что маме смело можно отправляться на работу на «фул-тайм».
Время, когда ребенок сможет терпеть длительное каждодневное мамино отсутствие, наступит значительно позже — только когда малышу исполнится 2 года, и он начнет нормально говорить, пользуясь свободно родным языком, а главное, употреблять в речи местоимение «я».
В первый год жизни речь идет совершенно о другом оптимальном режиме отсутствия:
И ребенку и маме полезно расставаться на 3-4 часа 2-3 раза в неделю — до тех пор, пока малышу не исполнится год, а вернее, пока он не пойдет.
На втором году жизни это время полезно увеличить. Скажем, без вреда для ребенка отсутствовать можно 2-3 раза в неделю по полдня. Такой график дает возможность маме, например, пойти поучиться — повысить свою квалификацию в любой из приятных интересных ей областей.
На мой взгляд, гораздо лучше, если вы нашли возможность чем-то занять свою голову, а не просто посвящаете это время шоппингу или посещениями спортклуба.
Хотя и шоппинг полезен, и физическую форму после родов и кормления восстанавливать очень желательно.
Но совершенно другой эффект — когда у мамы, которая занимается в основном ребенком, на стороне есть дело, которое ее действительно занимает.
«Психотерапевтический эффект» может превосходить все ожидания.
А главное, целенаправленные занятия препятствуют измельчанию характера.
Когда молодая активная и общительная женщина долго сидит в четырех стенах (даже очень красиво оформленных), мухи постепенно превращаются в слонов. Это почти неизбежный процесс — от отсутствия или очень небольшого количества впечатлений, а также из-за гормональных изменений, свойственных психике кормящей женщины. Значение совсем небольших событий и переживаний, связанных с благополучием ребенка или со взаимоотношениями с мужем, начинает очень сильно преувеличиваться.
Когда не на что переключиться, начинает работать повторение по кругу одних и тех же мыслей, переживаний, связанных с обидами, недовольствами, ощущением, что тебя недостаточно любят.
Народное обозначение данной психологической реальности: «родила ребенка — испортился характер».
Просто есть такой нормативный период, когда характер портится у 85-90% женщин, даже при условии хороших отношений с мужем и отсутствия серьезных и материальных проблем.
Дело в том, что уж очень сильно меняется образ жизни женщины при рождении первого ребенка.
А привыкнуть к этому глобальному изменению не получается быстро.
Ко второму ребенку (если на него родители решаются) жизнь как-то налаживается, появляются привычки, занятия, новые знакомые.
А вот с первым ребенком женщина подчас выпадает и из круга общения, и из темпа жизни большого города. И это не прибавляет оптимизма.
В этом состоянии потерянности и «выпадения из жизни» возможность выйти куда-нибудь без ребенка представляет настоящее «окно в Европу».
На мой взгляд, обязательно не реже чем 2 раза в месяц нужно выбираться куда-нибудь без ребенка, но с мужем.
В первый и в начале второго года жизни ребенка родители еще не забыли окончательно, как это — бывать вдвоем.
И если вы хотите вырастить полноценного ребенка и семью сохранить —
Итак, мама, работающая full-time — совсем не лучший вариант для ребенка, которому еще нет 3 лет.
Однако, далеко не каждая мама может не работать и не учиться совсем, и при этом сохранять нормальный умственный тонус и хорошее настроение.
Работать с полный отрывом от семьи — это не то, что вы можете себе позволить.
Но и впасть в депрессию — это тоже не вариант для нормального развития семейной жизни.
Вопрос «работать или не работать?», «учиться или не учиться?» каждый раз должен решаться индивидуально, с учетом конкретных характеров, которые есть в семье.
Идеальный на мой взгляд вариант — вариант частичной занятости мамы на работе. К сожалению, далеко не в каждой профессии это возможно.
Идеальный вариант — когда маме, сколько бы у нее ни было детей, удалось сохранить: не утерять, а желательно и повысить свою квалификацию.
Дело в том, что дети вырастают.
С точки зрения родителей, это вроде бы происходит не быстро. Но в то же время, раз — и твой маленький ребенок уже заканчивает начальную школу.
А у подросших детей, и, особенно, подростков, уже гораздо меньшая потребность в постоянном присутствии мамы рядом. Более того, подрастающему ребенку даже лестно к слову сказать: «моя мама — переводчик», ну или что-нибудь в таком духе.
Так вот, задача работать (учиться) не в ущерб семье мне представляется интересной и весьма достойной того, чтобы ее внимательно рассмотреть в приложении к каждой конкретной семье.
Значение тут могут иметь множество факторов:
Во-первых, это ролевые ожидания каждого из родителей.
Имеется в виду то, как папа представлял себе маму своих детей. Какой — пахнущей уютом и пирогами домашней хозяйкой или деловой состоявшейся дамой?
Как мама представляла и представляет конкретное наполнение своего материнского призвания? Как ей уютней — находиться при детках и домашнем хозяйстве безотлучно, или же куда-то выбираться (изредка или регулярно)?
Эти ожидания во многом сформированы на основании того, что видели мама и папа в своих родительских семьях, как было заведено в прародительских семьях.
Например, если папа происходит из семьи, где 3-4 поколения женщин по тем или иным причинам не работали, ему будет трудно осознать и принять желания своей жены не оставлять работу. Такой папа просто не понимает — зачем? Ведь женщины, на руках которых он рос, никогда не работали.
И тут может найтись почва для так называемого ролевого конфликта, заданного тем, что супруг или супруга не соответствуют глубоко заложенным, и быть может неосознаваемым ожиданиям.
Немаловажен возраст родителей, возраст детей, разница в возрасте между детьми, и то, существует ли возрастная дистанция между родителями.
Если детей много, или же дети близковозрастные, то вопрос о продолжении карьеры на какое-то время сам собой откладывается. Надо только не пропустить время, когда к рассмотрению этого вопроса следует вернуться — до того момента, пока оба супруга не накопили критическую массу взаимных обид и разочарований, связанных с невозможностью работать (учиться).
Мамы подросших детей.
Многим женщинам, вырастившим несколько детей подряд, крайне приятно осознавать, что они могут и умеют что-то еще, кроме того, что сварить борщ или убраться в квартире.
Неработающая мама и отношение к ней в семье.
Мама маленьких детей есть «директор домашнего хозяйства». И это трудная, ответственная и почетная работа, часто мало совместимая с какими-либо другими видами деятельности. И то, как неработающая на стороне, но вовсю трудящаяся дома мама будет чувствовать отношение к ней других взрослых в семье.
В первую очередь имеет значение отношение к домашней хозяйке мужа.
Но часто не менее значимым и формирующим атмосферу в семье становится отношение к неработающей женщине старшего поколения.
Ведь чаще всего те женщины, которые становятся сейчас бабушками, сами не имели возможности не работать, а сидеть дома с детьми, полностью погрузившись в их воспитание и развитие.
Человеческое сознание устроено так, что подавляющему большинству людей проще осмысливать собственный жизненный опыт как положительный.
Проще говоря, «как мы жили, так и правильно жить, как мы детей растили, так и должно».
Проработавшая всю жизнь женщина, с полутора-двух лет водившая своих детей в ясли и садик, чаще всего убеждена, что так и нормально.
К сожалению, очень немногие люди в пожилом возрасте сохраняют пластичность и широту взглядов. С возрастом возможность принять и оценить чужой жизненный опыт, отличный от своего, часто ограничена.
И именно отношение бабушек-дедушек может порождать конфликт ожиданий вокруг неработающей мамы.
Итак, основные вопросы, которые стоит задать себе, думая о работе или ее отсутствии:
- Нравится мне сидеть дома или не нравится?
- Кто был инициатором того, чтобы работа (учеба) была оставлена?
- Была ли я этим внутренне согласна?
- Как воспринимается мною и всеми остальными такое мое положение — как постоянное или как временное?
- Относится ли муж, и все остальные взрослые в семье к должности домашней хозяйки с уважением?
- Что говорится по этому поводу детям?
- Не сошелся ли для меня свет клином на моих детях.? Не мешает ли им это развиваться, не душу ли я детей своей любовью и постоянные присутствием?
- Остались ли у нас с мужем общие темы для разговоров, не касающиеся домашнего хозяйства?
Эти и многие другие вопросы может задать себе женщина, думая о возможной работе (учебе).
На мой взгляд, ответить на них хорошо бы вместе с мужем.
Источник: http://pk-semya.ru/novosti/item/